Вибрации цвета, концептуальность и философия: гобелены Малика Муканова

Работы Малика Муканова имеются в интерьерах офисов Казахстан Темiр Жолы, Самрук-Казына, ТенгизШевройл, Народного банка и т.д. Совместно с друзьями и соратниками, мастер создавал гобелены для Национального музея Казахстана (г. Астана), Резиденции Президента РК «Ак-Орда», Верховного Суда.  А алматинцы ежедневно созерцают панно метрополитена, выполненные с его участием.

 М. Муканов. Фрагмент гобелена "Алатау"

 

Давно ушло в небытие архаичное понятие гобелена. Сегодняшние художники на гребне тренда – концептуальность, идеи минимализма и мозаика образов.  Давайте вместе проникнемся искусством создания современного гобелена и послушаем мнение мастера.

- Я сейчас пытаюсь объяснить молодым художникам, что мы должны рассказать историю, но изобразительными средствами. Современный художник обязан понимать, куда идет. А не так: «Я это сделал, а вы что-нибудь придумайте».

© М. Муканов. Гобелен "TengryNET"

 

Идея мастера: столетия кочевые народы Евразии были объединены тенгрианством, и поклонялись Вечному синему небу как воплощению единого Бога. Людей современного мира тоже объединяет явление, которое, без преувеличения, можно назвать религией коммуникативно-цифрового формата – Интернет. Отсюда и название гобелена - "TengryNET".

 

В гобелене нет машинных технологий. Само полотно и все тканевые мозаичные элементы исполнены вручную.

© М. Муканов. Фрагмент гобелена "TengryNET"

© М. Муканов. Гобелен из серии "Төрт байтерек"

© М. Муканов. Гобелен из серии "Покровитель - Пiр"

© М. Муканов. Фрагмент гобелена из серии "Покровитель - Пiр".

Детали ткацкого мастерства.

© М. Муканов. Гобелен "Спираль"

- В советские годы  - 70-80-е годы прошлого века, - искусство гобелена можно было назвать «эмоционально-эпическим». Стилизации под орнамент, темы «радость жизни», «цветение плодов» и т.д. Ближе к 2000-м годам А. Бапанов и немногие другие мастера гобелена стали обращаться к т.н. метафизической теме. Т.е. уровень вопроса художника к своему творчеству поднимается от «я и моя земля» к теме «я и космос»: являюсь ли я его отражением? созерцателем? …И постоянно это ищешь. Иногда находишь, иногда нет…

© М. Муканов. Гобелен "Красный бык"

 

Идея мастера: символика гобелена несет в себе прообраз современного человека. При этом солнце - это его экстравертное состояние, реакция на окружающий мир, радушие и готовность к контакту, а бык - его интровертная сущность, багаж и опыт личных переживаний, который он несет в себе, сила, терпение и всепрощение. Вместе эти сущности создают образ свободного и гармоничного человека. 

Изображение солнцеликого божества, восседающее на быке, присутствует в серии стилизованных наскальных рисунков в урочище Тамгалы Чарынского каньона. Эти символы - солнце и бык, - являются священными и несут глубокий сакральный смысл не только в казахской традиционной культуре, но и у многих народов мира.

© М. Муканов. Гобелен "Умай"

© М. Муканов. Фрагмент гобелена "Умай". Детали ткацкого мастерства.

 

Идея мастера: Умай – высокочтимое женское божество в тенгрианстве. Доброжелательный дух, покровительница детей и рожениц. Изображение Умай  в гобелене - это художественная интерпретация известного наскального рисунка солнцеликого божества в трехрогом головном уборе, высеченного на камне в урочище Тамгалы Алматинской области Республики Казахстан.

© М. Муканов. Гобелен "Пазырыкский мотив. День-ночь"

© М. Муканов. Гобелен "Таншолпан"

© М. Муканов. Фрагмент гобелена "Таншолпан". Детали ткацкого мастерства.

© М. Муканов. Гобелен "Триединство"

 

Идея мастера: Символ "три равных круга, образующих единую форму равностороннего треугольника", известен с древних времен. Например, в орнаментальных мотивах древних ариев и тюрков. Это образ «вечноизменяющегося постоянства», т.е. особенной формы мировоззрения, когда надо быть гибким (уметь меняться), но не терять при этом своей сути (основы). Она равнозначно применима как для одного человека или сообщества людей, так и для целых народов и наций.  Основной авторской концепцией является «антитрайбализм». Само понятие «трайбализм» (англ. тribalism, тribal – племенной, родовой) расшифровывается как межплеменная, а чаще межродовая рознь внутри одного единого народа и стремление одного из родов к обособлению, возвышению перед другими родами.

© М. Муканов. Гобелен "Сумеречный гость"

- Почему гобелены? Это нечто личное. Мне всегда нравилось заниматься макетами, конструированием. В детстве пластилин был лучшей игрушкой. Мог часами сидеть и лепить. Когда я учился в художественном училище, то готовился поступать во ВГИК, потому что  хотел быть художником по комбинированным съемкам. Это умение обманывать человеческий глаз, зрение, с помощью макета (тогда еще делали макеты )... Но отец был против, чтобы я туда ехал. Говорил: «Ты ни здесь не будешь своим, ни там».  

/Novosel.kz: отец Малика Флоберовича – известный художник Флобер Муканов/.

 

Поэтому, здесь я поступил на монументальную живопись. Отец же и привел меня в мастерскую А.К. Бапанова. Я начал учиться гобелену, смотреть как работает Алибай Калтаевич. Около 5-ти лет работал в его мастерской.

Потом стал делать собственные авторские работы. Познакомился с моим близким другом и соратником Айдаром Жамахан. Мне вообще всегда везло и везет на хороших людей, хороших учителей.

© М. Муканов. Гобелен из серии "Реңкті дала" ("Колоритная степь")

© М. Муканов. Гобелен из серии "Реңкті дала" ("Колоритная степь")

 

Идея мастера: в тюркской символике, равносторонний треугольник, стоящий на одной из сторон как на основании, имел значение "дом, очаг". А круг, с ромбовидным квадратом внутри, символизировал голову человека, или еще точнее – самого человека с его внутренним наполненным содержанием. Поскольку знаково-символическая культура по своей сути универсальна, то оба эти знака имеют сакральное значение не только для тюркской культуры. Их вариации встречаются  в других различных этнокультурных системах.

© М. Муканов. Центр триптиха из серии "Реңкті дала".

- Идея такая: из кусков-кураков собирается некая мозаика, а внутри мозаики мы пытаемся зашифровать изображение. Этой темой мы с моим другом Айдаром Жамахан давно занимаемся и дальше углубляемся в это направление. У каждого изобразительного стиля своя сюжетно-композиционная задача.

© М. Муканов. Гобелен из серии "Реңкті дала"

© М. Муканов. Гобелен "Гость" из серии "Степная мозаика"

© М. Муканов. Гобелен из серии "Степная мозаика"

© М. Муканов. Гобелен "Синий всадник"

- Концептуальность появляется иногда от идеи, иногда от образа.  Бык - вообще моя любимая тема. Может быть, потому что у меня у самого неторопливый бычий характер. Так же, как есть люди-орлы, есть люди-крысы, люди-змеи /смеётся/. 

© М. Муканов. Гобелен из серии "Нойон"

- Работа сделана в эстетике минимализма. Здесь бык - это ковчег , т.е. что-то движущееся, несущее в себе, аналогично Ноеву Ковчегу. Социум – это разноцветные геометрические элементы внутри рогов, или Луны. И один человек, который все это ведет. Он знает, куда он идет. Он сам находится в состоянии равновесия. Или постоянно ищет его, балансирует. Однако он - есть самый главный в этой системе. Как в социуме отношений: учитель-ученики, тренер-команда, президент – нация. Человек, который сам знает куда идет, может вести за собой. Если этого не получается, в большинстве случаев, к сожалению, результата  не выходит.

 

Тут же игра слов «Ной» - «Нойон». Нойон – в монгольской административной иерархии – человек, у которого десять тысяч воинов. Таких нойонов у Чингисхана было всего 5-6 человек. Помимо воинов, были еще и члены семьи. За этих людей перед Чингисханом отвечал только нойон. Никаких посредников не было. Но и он был для этих людей и судья, и прокурор. Оцените меру ответственности.

© М. Муканов. Фрагмент гобелена из серии "Нойон". Детали ткацкого мастерства.

© М. Муканов. Гобелен "Спираль" из серии "Нойон"

© М. Муканов. Фрагмент гобелена "Спираль" из серии "Нойон". 

Детали ткацкого мастерства.

 

© М. Муканов. Гобелен из серии "Нойон"

© М. Муканов. Гобелен из серии "Ханумдар" ("Госпожи")

© М. Муканов. Фрагмент гобелена из серии "Ханумдар". Детали ткацкого мастерства.

© М. Муканов. Гобелен  "Дина".

 

 

В мастерской.

 

Эскиз гобелена создается художником вручную. Либо на компьютере с дальнейшей ручной доработкой, поскольку современная техника не способна передать в печати полутона и оттенки. Габариты эскиза, даже для самых больших гобеленов, точно совпадают с размером будущего гобелена. Затем эскиз устанавливается на станок, и специалисты мастерской М. Муканова приступают к работе.

 

 

 Малик Муканов. 

Художник, мастер гобелена. Доктор (PhD) искусствоведения. Лауреат Государственной молодежной премии «Дарын-2008» за вклад в развитие современного изобразительного искусства Республики Казахстан. Доцент кафедры «Живопись и скульптура» Казахской Национальной Академии Искусств им. Т. Жургенова. Призер многих конкурсов в сфере искусства.

 

Благодарим руководство Арт-галереи "Белый рояль" (г. Алматы) за организацию встречи с художником. В декабре 2018 года в стенах галереи пройдет выставка работ М.Муканова и других мастеров, создающих современные гобелены в его художественной мастерской.

 

 

Читайте также:

 

 

Несем искусство в дом. 15 работ алматинских художников для современного интерьера.

 

Этно-детали. Или что знает бабушкин сундук о современном интерьере

 

 

 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

 
Please reload

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Please reload

БУДЬТЕ С НАМИ
  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon

 

© 2019 www.novosel.kz Авторские права защищены 

 

Статьи сайта носят авторский характер, либо подкреплены ссылкой на первоисточник.

Копирование и репостинг статей разрешены только при условии наличия мета-ссылки на наш сайт

www.novosel.kz

 

© 2019 Proudly created with Wix.com

 

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon

КОНТАКТЫ

Email:       novoselforum@gmail.com

Тел.:        +7 777 970 86 01

КККоличество посещений
This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now